Из Москвы в Крым, или как пересечь украинскую границу на своей машине

Москва – Симферополь через погранпереход Гоптивка (1420 км)

Трасса Москва – Симферополь через Белгород и Харьков самая короткая, но не самая быстрая. В майские праздники и в конце августа, когда туристический сезон в Крыму на пике, очереди на пограничном переходе Нехотеево-Гоптивка достигают пяти часов.  Кроме того, количество гайцев, дайцев и прочей сволочи, выцыганивающей деньги, близко к критическому. По крайней мере в августе 2003 года я насчитал на отрезке от границы Тульской и Орловской областей до Курска 17 экипажей ДПС, пасущих скорость и правила обгона. На объездной дороге Мценска придурок в погонах старшего лейтенанта стоит с биноклем на холме у заправки и высматривает, кто обгоняет через сплошную линию на спуске за полтора километра от него. Кстати, в Тульской и Московской областях гаишников вне стационарных постов мало. Кроме того, перед русской границей стоит народ, предлагающий провести через границу побыстрее (не пробовал), продающий наклейки RUS (если у Вас нет, покупать). После первичной проверки паспортов пограничник в будке на въезде пошлет Вас в вагончик, где тетки среднего возраста станут разводить Вас на покупку украинской страховки Гражданской Ответственности. Страховка необязательна. Не спорьте с погранцом, просто дойдите до будки, загляните в нее и вернитесь к машине.

Остальные формальности на русской территории необременительны и занимают немного времени. Проблемы начинаются на украинской территории, потому что пять русских «окон» для автомобилей превращаются в одно на украинском посту. До июля не страшно, а позже зависаешь надолго. При въезде на Украину надо заполнить иммиграционную карточку и обязательство о вывозе автомобиля.  На других постах автомобиль вписывают в иммиграционную карточку владельца. Если сознаться, что везешь больше 1000 долларов, гонят в комнату номер 6 для пересчета и декларирования. Меня там таможенница спросила, не хочу ли я проскочить побыстрее, я сдуру нахамил, что предпочитаю помедленнее, и три часа переписывал декларацию и пересчитывал валюту, пока начальника смены не вызвал.


После выезда за шлагбаумом к машине подлетают разные люди в разных подобиях униформы. Если устали – просто не реагируйте, если настроение плохое – посылайте в жопу. Останавливать могут только дайцы. Они одеты, если кто не знает, в серые штаны с широкими красными лампасами и круглые каскетки, как у Луи де Фюнеса в фильмах про жандармов, только серые.

От границы до Харькова пара патрульных машин ловит за скорость. Перед развилкой шоссе на Киев и на Симферополь стоит ангар-мойка. Около него мужчина в зеленом комбинезоне с палкой тормозит иностранные автомобили для «обязательной» помывки машины в соответствии с указом Харьковской администрации. Проверено: если показать ему fuck из окна, будет свистеть и орать вслед, а если помахать рукой, помашет в ответ.

Дальше одни дайцы: они стоят или в пределах действия знаков «обгон запрещен», или при ограничении скорости до 60-70 километров в час, или в населенных пунктах. Встречные водители всегда мигают дальним светом. Если попался, клади в права 10 гривен и отдавай без разговоров. На крики, что это мало, что составит протокол, что направит в суд, не реагируй – это «понты для приезжих». Кстати, если превысил скорость меньше, чем на  20 километров, штрафовать не могут вообще, по административному кодексу обязаны предупредить и отпустить (статья 122-1 Кодекса об административных правонарушениях Украины).

В Запорожье на первом светофоре на мосту налетают юноши «типа стекла мыть». Кстати, запорожская область самая нудная в плане обгонов: на подъемах-спусках ползут колонны из грузовиков и «москвичей-412» с прицепами, обгон запрещен и полно дайцев в засадах. На въезде в Крым пытаются взять курортный сбор 5-15 гривен: хотите ругайтесь, хотите просто проезжайте мимо, никто за машиной бежать не станет, а ментам на посту курортный сбор по барабану.

Я так долго и нудно все это описываю, только для того, чтобы написать, как весь этот праздник жизни объехать.


Я пробовал пять вариантов:

Москва – Симферополь через Брянск, Киев, Херсон (1720 км )

Самый длинный путь – через Киев, 1720 километров. Так имеет смысл ехать, только если хотите заскочить в украинскую столицу. Граница проходится за полчаса без проблем. Запрещен транзитный проезд через пригород Киева, город Бровары, в случае если тормознет даец, всегда можно сообщить ему, что собирался заехать в город поесть. Из Киева надо ехать по трассе в сторону Одессы до городка Синьки на границе Черкасской и Кировоградской областей. Там будет поворот на Николаев. Дорога проходит вдоль Южноукраинской АЭС, можно подъехать к ней вплотную, зрелище впечатляющее. Кроме Киева есть смысл остановиться в городке Умань. Умань – центр украинского еврейства. Город, где похоронен Раби Нахман, одно из уникальных иудейских мест в мире по массовости паломничества религиозных евреев. Кроме того, под городом разбит чудесный старинный парк «Софиевка». Дороги хорошие, дайцев мало, в Николаевской области больше, чем в остальных. За капитальное превышение скорости отпускают за 10 гривен (фантастика для Харьковской трассы). Пейзаж правда, нудноват. На въезде в Крым нет шикарных рыбно-икорных базаров, как на Чонгаре. Зато по Крыму мы ехали до Симферополя по абсолютно пустой трассе и без единого поста.

Москва  Симферополь через Воронеж, Россошь, Луганск, Донецк (1655 км)

Чуть короче – дорога по трассе М4, через Воронеж, Россошь, пограничный пункт Новобелая, дальше через Луганск, Донецк и  Мариуполь в Крым.

Длина пути до Симферополя 1655 километров. Дорога по России достаточно скучная, но хорошая. Есть участок платной трассы. Много кафе и закусочных, преимущественно восточная кухня. Перед Воронежем нужно повернуть на объездную трассу направо и по узкой, но ровной дороге проехать 219 километров до Россоши. Пограничный пункт Новобелая – крохотный (по крайней мере, был в 2002 году). После проверки паспортов русский пограничник просит при выезде с поста самому поднять и опустить шлагбаум и идет в будку спать дальше. Через двести метров упираешься в украинский шлагбаум. Надо посигналить, так как украинские стражи границы тоже спят. Украинцы оформляли меня полчаса. Видно было, что они рады поболтать с живым человеком. Ничего не вымогали. Хотя, когда я их разбудил, грозно вращали глазами и бурчали вслух, что в такое время и в таком месте может ехать только контрабандист. В результате, эти дружественные парни оформили все бумаги неправильно: вместо обязательства обратного ввоза выписали декларацию на автомобиль. Суть документа была в том, что машина находится под таможенным контролем и может вернуться только через этот же пограничный переход. При возвращении на погранпункте Шебекино-Волчанск эта декларация обошлась мне в 50 гривен на лапку. (Москва – Симферополь через погранпереход Шебекино1464 км).

По Украине ехать через Луганск, Донецк, Мариуполь: дороги абсолютно пустые, гайцев нет. В Донецкой области в степи заброшенные шахты. На повороте к Бердянску совместный пост таможни и Даи проверяет обязательства обратного ввоза автомобиля. Перед Мелитополем поворот налево на объездную дорогу – и Вы на трассе Симферополь-Москва.

Москва – Симферополь через Сумы, Кривой Рог, Каховку (1551 км)

За Курском, у поста Гаи надо повернуть направо, по направлению к городу Суджа. Дорога узкая, но без дырок, что редкость для Курской области. Гаишный патруль всего один: на перекрестке у поселка Черемошной.

До границы от Курска 170 километров. Пограничный переход «Юнаковка» состоит из трех вагончиков с русской стороны и пяти  будок с украинской. Русская пограничница попытается направить Вас за страховкой, скажите ей, что страховка у Вас уже есть. Украинские погранцы просят не выходить из машины во время проверки документов и оформления. Вся процедура занимает около десяти минут. Однако пограничный пункт такой маленький, что если вдруг на нем одновременно окажется хотя бы пять машин в одну сторону, переход границы может затянуться. С украинской стороны в деревне Юнаковка стоит очень красивая полуразрушенная церковь, барская усадьба над озером и старинная мануфактура. В селе Юнаковка некто Тюшевский наблюдал в 1998 году в полночь ярко-красный шарообразный объект на высоте пять-шесть метров, который двигался в его сторону, а поравнявшись, поднялся в небо под углом 45 градусов и слился со звездами. Впрочем, был это НЛО или результат «вживання горилки» – неизвестно.

До Сум  километров двадцать по лесной дороге. На въезде в город покрытие отвратительное.

На гербе Сум изображены, действительно, три сумки. В центре города две параллельные, старинные пешеходные улицы. После выезда из Сум направляйтесь в сторону Полтавы. Дорога так себе, но ехать можно. Шоссе проходит через города Тростянець и Охтирка. В Тростянце пост ДАИ, впрочем, безвредный. В Полтаве на окружной (Харьковское шоссе), вдоль дороги куча крохотных забегаловок-киосков, на один-два стола с галушками и варениками для дальнобойщиков. Диковато, но вкусно. Через триста метров после обжорки поворот налево, под стрелку на Кременчуг. Я пролетал его два раза, пока сообразил, куда надо ехать. До Кременчуга я ехал ночью, поэтому не знаю, что проезжал. За Кременчугом в районе городка Павлыш шоссе делает петлю. Я пытался срезать и проехать по местной дороге. Через пять километров шоссе перешло в булыжную дорогу, потом в грунтовую и  непроходимую (для легковушки). Зато если свернуть у села Петрозагорье  в сторону городка Александрии, можно увидеть Т-34, стоящий во дворе МТС. Следующий город – Кривой Рог. Город-сказка. Дорога разбита насмерть. По обочинам какие-то полуразрушенные заводские сооружения. На въезде в город – затопленная драга, симпатичные девушки в оранжевых жилетах с лопатами. Я не смог проехать город, не заблудившись, убил два часа на объезд, поэтому лучше, если у Вас будет с собой карта Кривого Рога. Уродливые промышленные города Кривой Рог, Жовти Воды, плохая узкая дорога, невнятные указатели кончатся через 100 километров. Дальше пустое шоссе идет через лес, а потом по Запорожской области вдоль Днепра с противоположной стороны водохранилища и шоссе Симферополь – Москва. В Каховке надо переехать мост вдоль плотины ГЭС и за мостом следовать указателям на Чаплинку, Армянск. После Чаплинки  дорога идет по плоской степи. В прошлом июле я попал в стаю саранчи, выковыривал кузнечиков до конца лета.

Москва – Симферополь через погранпереход Великая Писаревка (1481 км)

Оптимальный путь прохождения границы. Не доезжая до Белгорода, в поселке Строитель, поворот направо и по указателям через город Грайворон  к границе. Въехали на Украину, проехали километров десять по плохой дороге и через Ахтырку выскакиваете на объездную вокруг Харькова в районе поселка Научный. Крюк восемьдесят километров, но в награду расслабленный проход постов с обеих сторон. Автор: Сергей Кузнецов

Хотите получать статьи об отдыхе?
Полезные советы для путешествующих, видео отелей, рассказы
Подпишись на RSS или
Добавить в закладки:

Комментарии (Один комментарий) на "Из Москвы в Крым, или как пересечь украинскую границу на своей машине"

  1. Татьяна says:

    Поспорю через Писаревку. Не всегда там гладко. Попадали в очередь на 5 часов в сторону Украины. Тогда ушлые местные места поближе к таможне продавали. И со стороны Украины семейная пара рассказывала, что была очередь на 12 часов, им пришлось опять уехать к родственникам и делать второй заход через день.
    Народ ведь тоже ищет краткие пути :-)

Отправить комментарий


Car rentals EN - 160*600
Подписаться на RSS

Подписка на Туристический блог